Вид на Комплекс Ступенчатой Пирамиды Джосера в Саккаре
Комплекс ступенчатой пирамиды в Саккаре, называемый древними египтянами kbhw-ntrw (кебеху-нетеру – божественное возлияние), является одной из тех «суперзвезд» среди египетских монументов, которые почти всегда присутствуют в списке достопримечательностей любого туриста, и неспроста. Немногие строения древних египтян имеют столь же большое значение для истории, как эта пирамида. Можно без преувеличения утверждать, что Комплекс Ступенчатой Пирамиды явил собой прорыв в монументальной архитектуре не только Египта, но и всего мира. Он послужил началом для великого периода египетской истории, подарившего миру блестящие творения искусства – пирамиды 4-й Династии.
Именно здесь известняковая порода была широко применена как строительный материал, и зарождалась идея о монументальной гробнице в форме пирамиды. Одно из предписаний, найденное в Южной Саккаре, описывает строителя комплекса как «открывшего камень», по сути, называя его изобретателем каменной архитектуры.
Колоннада
Колоннада Главного Входа в Комплекс
Согласно традиционным воззрениям, Пирамида была построена Имхотепом для Гора Неджерикхета, известного также под именем Джосер – правителя Египта 3-ей Династии. Во времена Нового Царства Имхотепа возвели в ранг богов. На самом деле, имя Джосер было дано фараону посетителями комплекса спустя тысячу лет после его постройки, на стенах, однако, присутствует только одно имя – Неджерикхет.
Еще в 17-м столетии европейские путешественники совершали попытки проникнуть в Ступенчатую Пирамиду, но по настоящему археологическое исследование комплекса началось во время египетской кампании Наполена в 19 –м веке. В 1821 году прусский генерал Иоганн Генрих Фрайхер фон Минутоли нашел тоннель с севера, уходящий под пирамиду. Однако лишь в 1837 году английский ученый Джон Перринг отыскал подземные галереи под основной структурой пирамиды. Вскоре после него, прусская экспедиция, возглавляемая Лепсиусом, принялась активно исследовать комплекс. По правде говоря, по настоящему систематическое археологическое исследование Комплекса Джосера было начато только в 1920-х годах английским археологом Сесилом Фиртом. Позднее к нему присоединился французский архитектор Жан-Филипп Лауер, для которого раскопки комплекса стали делом всей его жизни. Другие исследователи также пытались открыть загадки пирамиды, однако, большая часть того, что мы знаем о комплексе, известна благодаря Лауеру.
Внутри Колоннады
Без преувеличения, Пирамида олицетворяет собой гигантский прорыв в архитектуре тех времен. До постройки комплекса Джосера, наиболее распространенным материалом для постройки больших строений был кирпич-сырец. Однако стоит отметить, что Пирамида Джосера не была первой ступенчатой пирамидой. Предполагается, что несколько небольших мастаб в Абусире имели три или более ступени, и относятся ко второй половине 1-й Династии. Да и сам комплекс имел только четыре ступени, перед тем, как его начали расширять.
Вид на Пирамиду
Вид на Пирамидный Комплекс с высоты птичьего полета
Комплекс окружен стеной из отличного белого известняка, которая на момент постройки составляла около 10 метров в высоту и простиралась на полтора километра. Площадь внутри стен составляла 15 га (37 акров), где во времена Старого Царства мог уместиться небольшой городок. Комплекс включал в себя огромное количество функциональных строений – это и павильоны на севере и юге, и огромные террасы и дворы, декоративные фасады, рифленые колонны, лестницы, платформы, места поклонения и статуи во весь рост. Здесь даже была точная копия самой Пирамиды, называемая Южной Пирамидой. Но, конечно, центральным строением комплекса была Ступенчатая Пирамида, высотой более 60 метров, состоящая из шести ступеней и 330,400 кубометров глины и камня. Многие из элементов архитектуры, найденные здесь, были использованы впервые. Это, конечно, сама форма Ступенчатой Пирамиды, колоннада, гипостильный зал, портик, большие статуи, облицовка и многое другое. Практически все эти элементы стали известны и как обозначения священных строений в иероглифическом письме древних египтян.
План комплекса
Изначально, скорее всего, планировалось построить квадратную мастабу, но не пирамиду. Однако, тот факт, что даже мастабу собирались строить квадратной формы, а не прямоугольной, как было принято, уже говорит о том, что строители, возможно, с самого начала задумывали что-то грандиозное.
Жан-Филипп Лауер, главный исследователь комплекса, полагал, что до того, как Пирамида приняла свою окончательную форму, прошло шесть стадий строительства. Строители применяли уже другие методы постройки, да и каменные блоки были покрупнее. Постепенно главная усыпальница фараона из квадратной мастабы превратилась в пирамиду, состоящую из ступеней, откуда и произошло ее название.
Стена
Часть внешней стены, окружающей комплекс
Все это была построено на земле, а что же под землей? Здесь египтяне возвели поистине уникальную по своим масштабам сеть шахт, тоннелей, галерей и отсеков, протянувшуюся на 5,7 километров. Центральный коридор, и два параллельных ему отсека, объединяют 400 комнат. Эти и другие подземные структуры сплетаются в хитроумный клубок тоннелей и шахт – наиболее сложный из всех, что когда-либо создавались египтянами.
Но не только архитектура здесь модернизировалась. Комплекс отображает уже другую ментальность, по сравнению в Додинастическим и Раннединастическим Периодами. С целью объединения государства, была создана мощная система правительства. В свете этого, комплекс Джосера олицетворяет собой политическую стабильность Египта во времена Древнего Царства. И, тем не менее, египтологи продолжают вести споры о происхождении и значении Ступенчатой Пирамиды.
Часть II: Великий Ров, Внешняя стена, Южный Дворик и Южная Гробница
Великий Ров
Вид на комплекс
Комплекс Ступенчатой Пирамиды Джосера в Саккаре был окружен не только монументальной внешней стеной из известняка, - его также окружал огромный ров длиной около 750 и шириной в 40 метров. Этот ров, вытесанный из камня в земле, сейчас полностью покрыт песком и мусором, однако его очертания хорошо видны на аэрофотосъемке и фотограмметрических картах Саккары.
Ров, являющийся, по сути, самой большой подобной структурой в Саккаре, олицетворяет собой египетский иероглиф “h” – фундамент для дома, формируя четырехугольник, малые стороны которого направлены на север и юг. Южный сегмент короче, однако, в некоторых частях ров дублируется еще одним, что еще более затрудняло доступ к внешней стене комплекса. По этой причине, вероятнее всего, южный вход в комплекс был сделан рядом с юго-восточным углом.
Южная часть рва была исследована Селимом Хассаном, Заки Саадом и Ахмадом Муса – египетскими археологами. Их исследование структуры рва позволило утверждать, что стены рва были декорированы нишами. Другой египетский ученый, Набиль Селим, полагает, что эти ниши служили ритуальным местом, откуда по поверьям выходили души придворным царя, чтобы служить ему после их смерти. Это воззрение, однако, скорее всего основано на подобных гробницах вблизи ранних царских захоронений в Абидосе, в которых, согласно некоторым египтологам, после кончины фараона были захоронены ритуально убиенные слуги. Ничего подобного в Саккаре найдено не было, по крайней мере, в окресностях Комплекса Джосера.
Строителей Комплекса Ступенчатой Пирамиды, вероятно, вдохновлял водный канал, окружающий царский дворец в Мемфисе. И хотя ученые полагают, что ров был предназначен для того, чтобы усложнить доступ к комплексу, следует заметить, что в результате его возведения были выдолблено огромное количество камня, который так и не нашли. Мирослав Вернер, ученый, известный по своей работе в Саккаре, полагает, что этот материал был использован при строительстве самой Ступенчатой Пирамиды, оперируя тем, что якобы защитные и религиозные функции Великого рва могли быть второстепенными, выводя на первый план их строительную функцию. Это, однако, кажется нам странным, принимая во внимание проделанные в стенах рва ниши.
Внешняя Стена
Внешняя стена
Внешняя Стена комплекса Джосера – одна из наиболее известных его достопримечательностей. Она возвышалась на 10, 5 метров в высоту и составляла 1,645 метров в длину, покрывая площадь в 15 га. Большие стороны стены была направлены на запад и восток. Стена содержит в себе крупный внутренний остов грубо сложенной каменной кладки, полностью обложенной с внешней стороны, и частично с внутренней, известняком.
Внешнее пространство стены декорировано нишами и пятнадцатью дверными проходами, распределенными вокруг комплекса неравномерно. Однако, четырнадцать из них – ложные, и только один, в восточном фасаде, около юго-восточного угла, является настоящим входом в комплекс. Через каждые четыре метра на стене установлены выступающие вперед укрепления, наиболее широкие из них содержат дверные проемы.
Вход в комплекс
Внешняя стена и главный вход
Лауер полагал, что внешняя стена комплекса была смоделирована с царской резиденции – “Белых стен”, и что фактически можно было считать фасадом дворца. Однако, это воззрение можно в некотором смысле опровергнуть наличием большого количества дверей. Герман Киис утверждал, что четырнадцать дверей были связаны с праздником Сед, и представляли собой половину лунного месяца – время длительности церемонии. Этот мотив можно найти и на других монументах, возможно явно копирующих комплекс Джосера, например, на внешней стене Комплекса Пирамиды Сенусерта III в Дашуре и на стенках его саркофага. Символически, число “14” могло, к примеру, также олицетворять 14 ка солнечного бога Ра. Мертвое тело Осириса было разделено тоже на 14 частей его братом Сетом. Однако, что эти дверные проходы представляли собой на самом деле, остается загадкой.
Внутренняя Колоннада
Внутренняя колоннада
Потребовалось 10 лет (с 1946 по 1956), чтобы восстановить единственный вход в комплекс Джосера и примыкающие к нему части внешней стены. Тщательное исследование внутреннего колонного зала показало, что он был построен не сразу, а по частям. Более того, внутренняя колоннада была возведена на руинах более старого здания, стоявшего там, где сейчас расположен юго-восточный угол комплекса.
В наши дни, входная часть комплекса включает в себя коридор, над которым возвышается каменный потолок, декорированный таким образом, что кажется, будто бы он сделан из стволов деревьев - мотив, часто встречающийся в комплексе. Далее расположен проход во внутренний интерьер, состоящий из длинного зала с 20 парами (всего 40) каменных колонн. Коридор поделен на две неравные части между 12 и 13 парами колонн. Также, реставраторами была добавлена крыша над колоннадой, расположенная немного выше, чем оригинальная, но благодаря этому эта часть комплекса более освещенная. В окончании прохода расположена каменная имитация двух раскрытых дверей.
Колонный Зал
Колонны были возведены из цилиндрических сегментов, и достигали в высоту почти 6 метров. Однако, они не были отдельно стоящими, а соединены каменной кладкой со стеной. В те ранние времена, архитекторы вероятно не слишком доверяли колоннам как несущим опорам. Между колоннами, друг против друга, были расположены 24 небольших камеры, которые, как полагают некоторые ученые, представляли собой ритуальные часовни для каждого из номов (провинций) Верхнего и Нижнего Египта. В западной части колоннады был возведен так называемый “поперечный зал”, широкое помещение, декорированное четырьмя выступающими колоннами немногим ниже колонн, стоящих в колоннаде главного входа. Эти колонны в основании составляют метр в диаметре, в верхней части капители – около 7 метров. Спустя тысячелетия, на них все еще можно увидеть следы красной краски, вероятно, ее использовали для того, чтобы имитировать дерево. Как и в колоннаде, эти колонны не имели опорной функции.
Южный Дворик
Вид на Южный Дворик
Парадный коридор, переходящий в вестибюль с колоннами, заканчивается широким открытым двором, распростертым к югу от Ступенчатой Пирамиды. Площадь дворика составляет 180 га. Стены, окружающие двор, были сделаны из отборного камня, некоторые части из которого сохранились и по сей день.
Изначально во дворе было построено только несколько зданий. В его северо-восточной части стоял небольшой храм с тремя нишами и низким каменным алтарем, которые был пристроен к южной части Ступенчатой Пирамиды. К алтарю вел небольшой наклонный проход, перед которым, в облицованной камнем яме, была найдена голова быка.
Примерно в середине дворика были расположены два низких каменных строения. Их горизонтальная проекция напоминала заглавную букву В. И, хотя их назначение до сих пор оспаривается учеными, во многом благодаря их странной форме, современная наука видит в них олицетворение церемониальной царской поездки вокруг дворца во время праздника сед.
Среди интересных археологических находок, сделанных в южном дворике, следует отметить каменный блок с текстом, оставленным во время реставрации комплекса Хемуассом. Хемуас был сыном Рамсеса II и верховным жрецом храма Пта в Мемфисе. Он также был известен своим интересом к монументам царских предков в некрополе Мемфиса. На многих из них выгравированные надписи повествуют о том, что принц приказал восстановить поврежденные памятники.
Южная Гробница
Южная Гробница
Еще одним наиболее известным, равно как и загадочным, строением комплекса Джосера является небольшое здание в юго-западной части южного дворика. Это так называемая Южная Гробница.
У Южной Гробницы была своя часовня, возведенная в северной части здания, в экстерьере которой были расположены ниши. Над нишами красуется фриз с кобрами, охраняющими строение. Вход в часовню вел в небольшую комнату. Лауер считал, что здесь раньше стояла статуя фараона, однако, Рикке полагал, что в этом месте хранились царские короны Верхнего и Нижнего Египта.
План Гробницы
Примерный план внутренних помещений Южной Гробницы
Во внутренние помещения южной гробницы ведет спускающийся вниз тоннель, оборудованный лестницей. Примерно в половине пути по коридору было оборудовано хранилище, в котором были найдены кувшины, вероятно содержащие приношения. В глубине туннеля расположена шахта глубиной 28 метров, на дне которой “покоится” погребальная камера из розового гранита. Камера эта хотя и была небольшой по размерам (стороны – 1,6 метров, высота – 1,3 метра), являла собой точную копию усыпальницы под Ступенчатой Пирамидой, здесь даже есть такая же ложная камера. Далее коридор с лестницей уходит влево и ведет к галерее, имитирующей подземные голубые камеры под Пирамидой. Здесь, также как и в “старших” камерах, стены уложены фаянсовой голубой плиткой.
Открытие Южной гробницы было неординарным событием. Фирт и Лауер открыли ее вместе, но, поскольку Лауер был более худощав, чем его компаньон, ему первому удалось протиснуться через узкие проходы камер в подземную часть гробницы. Несколько секунд спустя он с радостным воплем выбежал из гробницы к ожидавшему его Фирту. “Стелы! Там внутри есть стелы!” На протяжении последующих дней велась оживленная работа. Все ждали от гробницы удивительных открытий, казалось, Лауеру достался лакомый кусок…
Голубые комнаты
Камеры гробницы, облицованные голубым фаянсом
Во время раскопок были найдены укрытые песком куски голубой фаянсовой плитки, вероятно, отпавшей от стен. Однажды Лауер и жена Фирта, Уинифред, решили собрать их и отмыть. Они отнесли их в домик, занимаемый Фиртом на время раскопок, после чего Лауер удалился по делам. Однако, не успел он сделать и пару шагов, как вдруг услышал пронзительный громкий свист. В ужасе он бросился назад к Миссис Фирт, которая объяснила ему, что хотела замочить плитки в ведре воды. Тогда-то и получилось, что фаянс, сохнущий под песками тысячелетиями, пришел в контакт с водой, что и вызвало мощную реакцию.
До сих пор ученые спорят о предназначении Южной Гробницы. Одни полагают, что в ней после смерти Джосера было ритуально захоронено его царское семя. Другие – что она служила символической усыпальницей царя на время праздника сед. Сам Лауер считал, что гробница была некоей символической заменой погребению в царском кладбище в Абидосе. В наше время принято считать, что Южная Гробница служила погребальной камерой для Ка фараона, и, в то же время, символической заменой царской гробнице в южном Египте. Считается также, что она была предшественницей культовых пирамид более поздних комплексов.