Час первый
Итак, барка со "старым", вечерним солнечным богом вплывает в подземный мир. На носу барки стоит Упуаут - "Отверзающий дороги", рядом с ним - Сиа, персонификация творящего ума Великого Бога. Далее - "Госпожа ладьи", богиня, направляющая ход барки во время первого часа ночи. Посереди не возвышается наос - вместилище бога Солнца, названное просто "Телом" (египтяне обычно передавали абстрактные понятия очень конкретными образами). На корме - солнечный бог Гор с головой сокола, а за ним - изображенные шеренгой бог мудрости Тот, бог Ху - персонификация божественного слова - и два божества, управляющие рулем. Две богини с перьями на голове, стоящие перед баркой, - это "Две Правды" (Маат), ибо в Дат находятся не только блаженные, но и осужденные души. От врагов солнечного бога защищают в первом часу ночи "Тот - Который - Ранит" (фигура с ножом перед Маат) и три змея, изображенные ниже.
Следующая группа фигур характеризует различные аспекты бога Солнца. Мумия в короне - Озирис, "Владыка Запада", олицетворяет эсхатологический аспект бога, львиноголовая Сехмет - его грозную силу. Фигура с головой барана ("Великий Озаряющий") передает аспект солнечного блеска. Четыре стелы, увенчанные человеческими головами, названы "Указаниями, которые дает Ра" и соответственно также боги Атум, Хепри и Озирис - четыре формы Великого Бога (Ра - владыка живых, Озирис - мертвых, Атум - ночное Солнце, а Хепри - дневное).
На обоих берегах подземной реки - ликующие души усопших (по законам построения египетского рисунка они оказываются вверху и внизу). Великий Бог приветствует их, дает животворные указания и оделяет блаженных материальными благами. Ему помогают в этом своеобразные "снабженцы" (изображены перед тремя змеями). Группа обезьян вверху - это стражи первых врат, отделяющих день от ночи. Подобная группа внизу - как бы "оркестр", сопровождающий вступление солнечной барки. Двенадцать кобр, извергающих огонь, рассеивают мрак, царящий в Дат.
Да, "старое Солнце" вступило в Дат, умерло, но уже в нервом часу ночи ему сопутствует элемент грядущего воскресения из мертвых - образ утреннего Солнца, священный скарабей, плывущий в барке, где ему поклоняются два божества. Бег времени в царстве вечности символизирует фигура перед поднявшимся на хвост змеем, держащая в руке слегка изогнутую "волшебную палочку" - "Тот-Кто-Измеряет-Часы". Ниже - изображения, означающие достижение границ первого часа ночи. Это межевой столб, увенчанный рогами ("Тот-Что-Разделяет-Долину"), и божество, обращенное навстречу всей процесии, - "Тот-Кто-Запечатывает-Землю" - служитель, замыкающий врата первого этапа странствия Солнца.
А вот текст краткого варианта "Книги Амдуат", повествующий о первом часе ночи: "Этот бог вступает в землю, во врата закатного горизонта. Сто двадцать итеру (1 итеру = 10,5 км. - А. Н.) предстоит ему пройти в этой сфере, прежде чем он достигнет богов загробного мира. "Долина Ра" - имя первого поля Дат. Здесь он наделяет землями богов, которые ему сопутствуют. В этой сфере он начинает давать указания и заботиться об усопших. Это исполнено в соответствии с образцом, что в Сокрытом Помещении Дат. Кто знает эти образы, сам уподобляется Великому Богу. Это благоприятно для него на земле, поистине прекрасно! Необычайно полезно это для него в Дат. "Тот-Что-Раокалывает-Лбы-Врагов-Ра" - имя этого первого часа ночи, который сопутствует в этой сфере этому богу".